Суббота, 18.05.2024, 19:28

Главная » Статьи » Статьи

Шанс на достойную жизнь
Шанс на достойную жизнь
«Родительский дом - начало начал, ты в жизни моей надежный причал…» - слова прекрасной песни.
По освобождению из мест лишения свободы, большинство, как правило, спешит в теплые объятия семьи, домой. А что делать человеку, если у него нет ни дома, ни родственников или близких, ни специальности, ни средств к существованию, если тяготит собственное уголовное прошлое и прочно «сидит» в его сознании привившийся годами пребывания в местах лишения психологический тюремный комплекс поведения. Это далеко неполный перечень трудностей и проблем у значительной части лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Здесь к некоторым можно добавить проблемы со здоровьем, возрастные особенности. Невысокий, или даже весьма низкий уровень интеллекта, отсутствие опыта семейной жизни и умение вести домашнее хозяйство… Очень многие никогда не были в театре или музее, не имеют представления о таких человеческих ценностях как, например, удовольствие и красоты ведения садоводства, огородничества, активный отдых на природе (сбор грибов, ягод).
Вышесказанное определяет у значительной части невысокий социальный статус и порождает также психологические состояния, как: неверие в счастливое, достойное будущее, моральная подавленность, постоянное гнетущее чувство социальной неполноценности и, порой отрешённость.
Примерно такие клиенты находятся в трудной жизненной ситуации, поступают в центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Краевое государственное учреждения социального обслуживания «Минусинский центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (до 2011 года филиал Краевого центра), которым я и руководил со дня основания октября 2004 года до апреля 2012 года, успешно выполняет возложенные на него задачи. Коллектив, состоящий почти на 50 процентов из опытных профессионалов, смелых и решительных, неравнодушных к судьбе этой сложной категории клиентов, - это бывшие сотрудники, офицеры уголовно-исполнительной системы. Другая часть сотрудников учреждения - это специалисты, принятые с «гражданки», со временем также приобрели навыки общения с данной категорией клиентов. Считаю, что такая кадровая политика оправдана временем и является очень важной составной частью деятельности руководителя и коллектива. Но это отдельная тема.
Итак, при поступлении клиентов в основном в первые дни после освобождения, сотрудниками проводится с ними ознакомительная беседа, в процессе которой разъясняются положения Устава центра, его цели и задачи, внутренний распорядок, права и обязанности. Клиент предоставляет имеющиеся у него документы: справку об освобождении, путевку исправительного учреждения, медицинскую справку, паспорт (если у него имеется) и другие. Клиент пишет заявление о приеме на проживание в Центре, подписывает договор об оказании социальных услуг, с ним проводится инструктаж по пожарной безопасности, санитарной гигиены и вселение в комнату. Здесь очень важно с первой минуты общения установить доверительный контакт. Это сугубо индивидуально, ведь все люди разные. Внимательным отношением и неподдельным желанием сотрудников оказать необходимую помощь клиентам во многом определяет дальнейшее поведение последних.
Вызвать интерес у клиента к достойной жизни, определить пути преодоления трудностей и вселить чувство собственного достоинства и уверенности в решении дальнейших проблем это задача из задач в основном специалистов по социальной работе, психолога, а также других сотрудников учреждения. И надо сказать, в выполнении данных задач активно участвуют все: от директора до бухгалтера, повара и уборщицы.
Методический совет учреждения определяет контуры. Объем, виды и продолжительность предоставления отдельным клиентам социальных услуг, вносит коррекцию в приемах и методах работы с каждым, в необходимых случаях мер воздействия на клиента.
Трудоустройство клиента – это центральный вопрос материального положения клиента. Часто это самая большая проблема ввиду отсутствия у клиента специальности, ограниченного состояния здоровья, возраста,  желания и навыков трудится и других особенностей, а также отношения работодателей к ранее судимым. Приходится убеждать работодателя: не все же плохие ранее судимые. Приходится убеждать и клиента. Помнится такой случай. Клиента Олега М. нигде не принимали на работу, потому что и руки, и лицо, и шея в татуировках, а также несколько жаргонная речь: «в натуре». В результате моих и других сотрудников советов, Олег подошёл к предпринимателю и после отказа последнего сказал ему: «Ну, давай я поработаю у тебя в течение дня бесплатно, а к вечеру скажешь нужен ли я!». Убедил предпринимателя, а вечером бригадир обратился с просьбой – оставить Олега работать в бригаде. В период поиска постоянной работы с полным социальным пакетом, многие клиенты подрабатывают у частных лиц, для чего размещают в колонке бесплатных объявлений в газете «Минусинский курьер» примерно следующее: колю дрова, вскопаю огород, уборка в огороде и т.д.
Клиентам, как проживающим в центре, так и обратившимся, оказывается всесторонняя социально-правовая помощь, в том числе в розыске и восстановлении документов (паспорта, документы о трудовом стаже, образовании, подтверждение гражданства РФ и т.д.). Так после длительных усилий (переписка, бюрократических стандартных ответов, массы различных запросов) была наконец-то установлена принадлежность к гражданству Р.Ф. у клиента Николая В., который, получив паспорт, прижал его к груди и глаза заблестели от счастливых слез.
Сотрудники стараются организовать досуг клиентов. Просмотр телепередач, турниры по шахматам, шашкам, нардам. Поздравления клиентов с днём рождения и юбилейными датами, праздничные обеды в Новый год, 9 Мая. Руководители знаменитого (не только в крае, России, но и во всем мире) краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова предоставляют в течение ряда лет клиентам бесплатные групповые экскурсии в один из дней новогодних каникул.
В период курса адаптации многие восстановили или вновь создали семьи, некоторые (сироты с детства) получили муниципальное жилье, имели место отдельные случаи, когда клиенты самостоятельно построили или купили жилье.
Курс адаптации согласно Уставу определен в один год. А вот сроки бывают разные: от нескольких дней до… Бывает и года мало ввиду индивидуальных особенностей. В целом многие становятся «на ноги», занимают свое место в гражданском обществе.
Хотя имеются и также, некоторые вновь совершают умышленные тяжкие и даже особо тяжкие преступления, оставаясь по выражению              Ф.М. Достоевского «чистокровными подлецами». Но ведь быть подлецом и негодяем – это, в конечном счете, личное, глубокое несчастье, порой до конца жизни. Сотрудникам центра это также приходится всегда помнить и знать, чтобы наиболее успешно работать.
Тем не менее, основные результаты деятельности центров в статистике. Так преступный рецидив лиц, прошедших курс адаптации, при содействии центров значительно ниже общего и составляет от 4 до 7 процентов (различно по годам) против 30-40 процентов соответственно. Это один из показателей морального оздоровления общества. Ведь каждое преступление – это как минимум две несчастные судьбы (потерпевший и преступник тоже), это нагрузка и кропотливый труд следователей, судей, адвокатов, сотрудников полиции и исправительных учреждений со всеми материальными затратами. И наконец, это исполнение ст. 2 Конституции РФ: «Человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства».
У всех наших клиентов при поступлении в Центр нет жилья, но есть надежный причал, временный дом и теплая забота персонала. Слова благодарности (далеко не всегда, но они есть) можно слышать как устно, так и в книге отзывов клиентов.
За период работы учреждения обратилось за различной помощью более 3000 человек, из них размещено в отделении временного проживания 685 человек. Восстановлено 32 паспорта, 18 свидетельств об образовании, 42 справки об учете трудового стажа. 
Категория: Статьи | Добавил: csa-minus24 (30.06.2014)
Просмотров: 464 | Теги: Шанс на достойную жизнь, центр, адаптация, Минусинск | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Благоустройство Юридическая помощь 79 Лет победы!!! Защита прав потребителей министерство труда рф Федеральное казначейство (Казначейство России) Федеральное казначейство (Казначейство России) ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Портал государственных услуг

Форма входа


Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 28

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0